Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:46 

Tormashki
tafoxu!
К нам в Рязань приезжает Хельга Патаки, в связи с чем мне кинули ссылку на видеозапись ее выступления. Хельга Патаки пишет и читает сказки под музыку. Такой почти что Гришковец, только женщина. И вот сижу я и думаю, что в мире развелось какое-то ужасное количество крайне-умилительно-очаровательной литературы совершенно ни о чем. В общем-то, эта же-же-зация литературного пространства - явление, наверное, совсем не плохое, и надо гнать поганой метлой этот необоснованный снобизм - особенно мне, с моим-то дневничочком, надо молчать в тряпочку. Если это кому-нибудь нравится, значит, это ценно, меет право быть и должно быть.

Сетовать по поводу литературных нравов - это очень и очень дурной тон, но я признаюсь: меня немного раздражает, что высокохудожественный пипл радостно хавает то, что служит, по-моему, единственной цели - примирить человека с действительностью, поэтизировать все, что его окружает, и никак, ничем, и никогда его не беспокоить. Литература тотального комфорта.

Слова должны раздражать, тревожить, не давать спать, разрушать города и строить замки, вызывать слезы - не умиления! - и радость - не от узнавания себя. Читателям должно быть страшно, стыдно, больно. Они должны сомневаться, кусать губы, злиться на писателей и угрожать им телесными повреждениями.

Вот кое-кто мне конечно попеняет за неуместное использование глагола "должен", но я все равно его оставлю. Должны, да! Потому что я так считаю.

Когда поэзия вторична,
в ней все привычно, все прилично,
мотивчик льется, всем знакомый,
конец с концом сводя отлично!

И даже бульбы ржавой мути
не затмевают мелкой сути,
когда поэзия вторична
и множится, как мякиш ртути.

И много счастлив обыватель —
в нем пробуждается писатель:
когда поэзия вторична,
он как бы сам — ее создатель!

Он восклицает непорочно: —
Я написал бы так же точно!
Ведь эти мысли, эти чувства
сидят во мне давно и прочно!
Мое! Мое! Мой опыт личный!
Язык, настолько мне привычный!

...И эта правда роковая —
палач Поэзии первичной!


Юнна Мориц.

URL
Комментарии
2009-09-22 в 13:35 

CouldStrafe
Работай, %username%. Труд освобождает.
Хельга Патаки - плохой Гришковец.
И мне как-то она вообще...ну...не понравилась совсем.

А вообще, читатель должен (должен?) просто понимать, что бывает так, как думает он, как сделал бы он, а бывет все совсем иначе. Что бывают такие чувства, как и у него, а бывают и совсем другие - и они не меньше заслуживают право на жизнь. И да, в результате этого читателю должно становиться больно или грустно, а иногда радостно за то, чего он бы и не понял, встреть он это в реальной жизни. Литература, в которой бушуют страсти и гремят грозы не менее поверхностна, чем иронический детектив. За сим передаем приветы Лермонтову, Фицджеральду и обоим Шоу. В качестве примеров.

2009-09-22 в 13:59 

Основана на реальных событиях
а мне кажется, что литература не должна вызывать именно сильные эмоции.
она должна переворачивать мир, если по-хорошему.
а это и без слез возможно

2009-09-22 в 14:24 

так надо
Слова должны раздражать, тревожить, не давать спать, разрушать города и строить замки, вызывать слезы - не умиления! - и радость - не от узнавания себя. Читателям должно быть страшно, стыдно, больно. Они должны сомневаться, кусать губы, злиться на писателей и угрожать им телесными повреждениями.

Мальчики гневные с глазами горящими остались позади. Не надо звать их обратно. Они отцвели, отползли, остались на баррикадах прошлого. Люди стали взрослее. Литература созрела. Литература стала тихой, камерной, бардовской. Хватит революций и войн. Давайте поживём нормально. Пусть будет так.

2009-09-22 в 17:42 

Tormashki
tafoxu!
CouldStrafe, не поняла - Фицжеральд поверхностен? А Бернард Шоу?

ist, я не против камерной литературы, и не против тихой. Я против удобной.

URL
2009-09-22 в 17:55 

CouldStrafe
Работай, %username%. Труд освобождает.
CouldStrafe Нет, я как раз таки привел этих писателей в качестве примера, сочетающего в себе глубину мысли и не безумно громкое ее озвучивание. Это те писатели, которые смогли показать человеку то, чего он не видел так, чтобы он понял и прочувствовал. Мне очень нравится термин, приведенный ist - камерная литература. Никакой эпичности - просто прислушивайся и улавливай, вплетай чужие несуществующие жизни в свою картину мира. Эти авторы не переворачивают мир (хотя Лермонтов местами все же пытается, да), но с их помощью можно глубже понять мир во всех его проявлениях.

2009-09-22 в 21:50 

and_masha
мистер перестраховщик
да, абсолютно точно, я согласна.
и даже думаю, что, может, не надо гнать метлой снобизм - может, это даже не снобизм, а какая-то полезная штука, которая отделяет Зёрна от Плевел или что-то в этом роде. у меня не получается быть такой вежливо-объективной, потому что я думаю, что понабежала толпа всяких невнятных чуваков и понапечатала всякого барахла, и они только бумагу переводят)

2009-09-23 в 10:58 

Tormashki
tafoxu!
and_mary, вот это интересный вопрос, чего именно жалко. В смысле, не бумаги же, в самом деле. Есть такое ощущение, что литературное пространство (существует такое понятие?) как-то не бесконечно. Понапихай туда всяких книЖеЖечек, и для хорошей литературы места не останется. Места в сознании жалко, что ли. В сознаниях.

URL
2009-09-23 в 13:00 

так надо
"Места в сознании жалко, что ли. В сознаниях."
В сознании, наверное. Если в "сознаниях", то работа цензором - для Вас.

"Слова должны раздражать, тревожить, не давать спать, разрушать города и строить замки, вызывать слезы - не умиления! - и радость - не от узнавания себя. Читателям должно быть страшно, стыдно, больно. Они должны сомневаться, кусать губы, злиться на писателей и угрожать им телесными повреждениями."
Но от чего Вы думаете, что то, что должно тормошить Вас, так же должно действовать и на других? Разные болезни лечатся разными таблетками. Кого-то мутит от стихотворных шаблонов в поздравительных открытках. А кто-то такие открытки бережно ставит в рамочку. "Пусть расцветают сто цветов".

2009-09-23 в 13:24 

Tormashki
tafoxu!
Я бы согласилась поработать цензором, только чтобы никто об этом не узнал и не начал давать советы ))

Растормошенные люди нравятся мне больше нерастормошенных. Растормошенные - это не те, которые бунтуют, протестуют или еще что.. это такие, которые во многом сомневаются, которые много и разнообразно думают или чувствуют. Поэтому я считаю, что книг, которые заставляют людей сомневаться, разнообразно думать и чувствовать, должно быть много. А таких, которые вызывают умиротворение и умиление, пусть будет поменьше.

Пусть будет сто цветов, но попробуйте-ка оспорить мое право сожалеть о недостатке чертополоха на городских клумбах ))

URL
2009-09-23 в 13:28 

так надо
А я и не говорю, что растормошенность это плохо. Я говорю о том, что тормашки для всех бывают разные. Для другого, не такого, как Вы, чертополох может стать символом лучшего из цветов, и этот цветок душу его позовёт на прекрасные порывы.

2009-09-23 в 13:47 

так надо
Вдогонку.
Чем-то то, что сам сказал, мне не понравилось. Подумав, решил, что не согласен с тем, что любая растормошенность это во благо. Иные звери пусть в нас всё же спят. Вспомнил книгу, которую ненароком прочитал в голубом далёком детстве(слово "голубой" мне хочется оставить синонимом мечтательного флёра. :)). Какое-то полуподпольное издание чего-то художественно-вязкого, оставляющее ощущение липкой отравы в мозгу.
Или, к примеру, "Алые Паруса" Грина. Согласитесь, было бы лучше, чтобы мечтательные дурочки этого не прочли и у них не появилось бы литературного оправдания собственной глупости. Хотя, и в первом - моём, случае, и во втором примере, литература и тормошила и чего-то там пробуждала. :)

2009-09-23 в 13:59 

Tormashki
tafoxu!
Нет, про Алые Паруса - не соглашусь, хоть и сама их ненавижу. Пусть читают, чувствуют, мечтают и разочаровываются потом. В 14 лет полагается быть дурой, без этого нельзя.
С тем, что каждого тормошит что-нибудь свое, я согласна. Если кто-нибудь от Гришковца испытывает сильные эмоции, это пркерасно. Но мне кажется, что большинство людей любят его не за это. И еще надо уточнить, что я не против Гришковца, я против чрезмерного обилия гришковцоидной литературы ))

Надо ли некоторых зверей оставлять спящими? Фиг его знает. Думаю, что все-таки нет. Теперь уже вы договорились до цензуры, только с другого конца )) Если бы я была цензором, я бы ограничила количество сонно-умилительных книг, а вы бы, наверное, запретили такие, которые будят неправильных зверей.

URL
2009-09-23 в 15:03 

так надо
Не запретил бы. :)
Сначала хочется запретить книги, потом захочется запретить некоторых людей..
Список запретов, как и список хотелок, способен увести, в лучшем случае, в мечтательные дали, в худшем, толкнуть на путь насильственного цензорства. :)

А гришковцы и хельги патаки.. Неужели это самое большое зло в нашем мире? В конечном счёте то, что они своим наличием тормошат и раздражают, тоже может являтся смыслом их присутствия в "литературе". :)
Правда, должен сознаться, как и любой дилетант не филолог, я не понимаю точного смысла слова "Литература". Подозреваю, смысл его даже варьируется, в зависимости от того, с какой, заглавной или маленькой, это слово пишется. :)

2009-09-23 в 15:16 

Tormashki
tafoxu!
ist, ппкс )

URL
2009-10-15 в 13:54 

Искусство - это то, что побуждает к действию.
Гришковец омерзителен, все кому он нравится - отвратительны.
Я бы всем этим людям причинил бы что-нибудь очень нехорошее, моя б воля.
ursooloff

URL
2009-10-15 в 15:24 

Tormashki
tafoxu!
Если действия души и мозга засчитываются как действия, то я с тобой согласна.
Но не в том, что Гришковец омерзителен. Нормальный он, а в небольших дозах очень даже хорош.

URL
2009-10-15 в 16:00 

так надо
Когда человек собирается причинить "что-нибудь очень нехорошее" людям, которым нравится искусство, которое этот человек считает омерзительным и при этом слово искусство пишет грамматически правильно, у меня возникает два предположения. Первое - этот человек находится в периоде полового созревания (у некоторых это затягивается), а в этом состоянии слова и поступки индивида становятся далеки от гармонии. Второе предположение - этот человек лгун, потому что мечтает о гнусностях, на которые никогда не решится. Третьего варианта почему-то не приходит в голову.

2009-10-15 в 16:49 

Tormashki
tafoxu!
Третий вариант: этот человек использует художественные средства языка, чтобы выразить свои эмоции и подчеркнуть их силу )

URL
   

Tormashki

главная